Лекторий: «Этнография казахской степи колониального периода»

Для многих современных людей самообразование – неотъемлемая часть жизни. Хотя Интернет всегда открывал безграничный доступ к хаотично разбросанной информации, именно в период пандемии многие университеты, музеи и институции дают нам возможность изучить свои архивы, в которых долго и скрупулезно аккумулировались и систематизировались различные труды.

Поддерживая инициативу доступного образования на дому, «Целинный» запускает онлайн-лекторий, в рамках которого можно ознакомиться с циклами лекций от ведущих специалистов Казахстана и других стран, созданными в условиях карантина.

Первым приглашенным гостем нашего лектория стала Алима Бисенова.

Алима Бисенова
Доцент кафедры социологии и антропологии Назарбаев Университета, специализируется в городской антропологии, антропологии ислама, интеллектуальной истории, вопросах постколониальности. Автор статей в «АB Империо», Europe-Asia Studies, Religion, State & Society, Current History. Ведёт курс Postcolonial Theory and Its Applications in Eurasia.
Алима Бисенова
Доцент кафедры социологии и антропологии Назарбаев Университета, специализируется в городской антропологии, антропологии ислама, интеллектуальной истории, вопросах постколониальности. Автор статей в «АB Империо», Europe-Asia Studies, Religion, State & Society, Current History. Ведёт курс Postcolonial Theory and Its Applications in Eurasia.
Содержание:


В этом цикле лекций, посвященных этнографии казахской степи колониального периода, мы рассмотрим работы трёх известных этнографов – Алексея Левшина (17981879), Чокана Валиханова (18351865) и Георгия Гинса (18871971):

  • Левшин, Алексей. 1832. Описание Киргиз-Казачьих, или Киргиз-Кайсацких, Орд и Степей;
  • Валиханов, Чокан. 1856. «Дневник Поездки на Иссык-Куль»;
  • Валиханов, Чокан. 1859. «Описание пути в Кашгар и обратно в Алатавский Округ»;
  • Гинс, Георгий. 1913. «В киргизских аулах: очерки из поездки по Семиречью».

С одной стороны, данные труды являются важными историческими свидетельствами ушедшего времени, из которых мы можем узнать, как жили казахи 200-100 лет назад: как они одевались, что ели, как вели хозяйство. С другой – каждый из них представляет из себя образец колониальной этнографии, которую часто обвиняют в том, что она была «служанкой колониализма» (handmaiden of colonialism). Проанализировав каждую из этих работ по отдельности, возможно у нас получится понять, так ли справедливо последнее утверждение?
Лекция # 1. Алексей Левшин. 1832. Описание киргиз-кайсачьих орд и степей.
Лекция # 2. Чокан Валиханов. 1856. "Дневник поездки на Иссык-Куль"