АСМР-поэзия

Продолжаем серию арт-проектов, созданных в условиях самоизоляции. Наш следующий гость Ануар Дуйсенбинов подготовил для вас выступление в довольно необычном формате – АСМР-поэзия.

Автономная сенсорная меридиональная реакция (АСМР) – это феномен восприятия, характеризующийся приятным ощущением покалывания в затылке, распространяющегося в виде мурашек по коже шеи и спине к конечностям. Чаще всего он вызывается специфическими слуховыми или зрительными стимулами. Существует отдельный жанр видеороликов, предназначенных для стимулирования АСМР. По словам зрителей, от просмотра таких видео они получают эффект АСМР-наслаждения, успокоения, расслабления.
Ануар Дуйсенбинов
Поэт, переводчик. Участник литературных фестивалей «Полифония» и «Созыв» в Казахстане (2013-2014), фестивалей Dzejas Dienas (Дни поэзии) и Dzejnieka asinis (Кровь поэта) в Риге (2015-2016), победитель Большого алматинского слэма 2017. Инициатор чтений Post Poetry в Астане (2011-2015), и чтений «Сорок шестое слово» в Алматы (2017-2018). Публикации в журналах Polutona, textonly, Лиterraтура, Esquire, Satori (на латышском), Satenai (на литовском).
Ануар Дуйсенбинов
Поэт, переводчик. Участник литературных фестивалей «Полифония» и «Созыв» в Казахстане (2013-2014), фестивалей Dzejas Dienas (Дни поэзии) и Dzejnieka asinis (Кровь поэта) в Риге (2015-2016), победитель Большого алматинского слэма 2017. Инициатор чтений Post Poetry в Астане (2011-2015), и чтений «Сорок шестое слово» в Алматы (2017-2018). Публикации в журналах Polutona, textonly, Лиterraтура, Esquire, Satori (на латышском), Satenai (на литовском).
«Много людей сегодня испытывает тревожность и страхи. В этом видео я попытался объединить две вещи, к которым человек прибегал в поисках утешения: искусство (в лице поэзии здесь) и груминг (ритуальное, физическое ухаживание млекопитающих друг за другом с целью укрепления социальных связей).

Известно, что человек изобрел много других видов груминга, кроме как вычесывание блох. К примеру, таковой считают современные биологи природу слухов и сплетен – человек, рассказывающий сплетню другому выражает доверие к нему, так проявляется «социальный груминг». Груминг современного человека я понимаю в этом видео не только как физическое и социальное, но еще и как виртуальное, воображаемое, дистанционное ухаживание (шепчу что-то на ушко, как сказку). Это само по себе не ново – ASMR, начавшийся в Ютубе более десяти лет назад как «сообщество шептунов», сегодня стал феноменом, представляющим как научный (не исследовано, правда ли люди испытывают «мурашки» (tingles) при прослушивании этих роликов, или это самоубеждение, часть мифа ASMR), так и антропологический интерес.

Я выбрал темой стихов смерть потому что это были мои собственные первые мысли, когда нарастала инфопаника по поводу коронавируса. Несмотря на то, что нам кажется, что мы всегда помним о смерти, для меня это оказалось не так. Поэтому мне показалось интересным для этого видео провести опрос без указания цели опроса. Мне стало интересно, если, исходя из специфики ASMR-видео, которое я собираюсь создать, я задам людям вопрос «Какие стихи о смерти ваши любимые?», то какие именно они вспомнят сейчас, во время пандемии? Я использовал много текстов из тех, что предложили люди, один свой текст и завершающий текст Ивана Вырыпаева (из его пьесы «Иранская конференция») — его я вспомнил первым, когда этот вопрос я задал себе.

Для «утешения» вообще и для ASMR в частности такой выбор может показаться спорным. Но у меня не было задачи «замазывать» тревожность людей хорошими новостями или позитивным настроем. Я хотел утешить в первую очередь себя, а потом может кого-то еще, осознанием и принятием факта собственной смертности. На меня лично это осознание (насколько оно возможно) всегда оказывало терапевтическое действие, и, смею надеяться, что на зрителей этого видео – тоже. »‎

Стихи в видео:
«ЭТО ВСЕ», ИВАН ВЫРЫПАЕВ

Послушай меня, это все.

Если дверь заперта, то ты можешь стоять у окна и смотреть.

Жить и смотреть. Это все.

Куда летят эти птицы?

Неужели они, правда, летят на какой-то там загадочный «юг»?

Неужели есть Запад, есть Восток, есть Север и какой-то там «Юг»?

Стой у окна и смотри. Это все.

Куда ты спешишь, когда выходишь из дома? Наверное, навстречу любви? Но твоя любовь должна умереть, чтобы тебя испытать.

Попробуй вначале узнать, что это значит жить совсем без любви, - жить совсем без любви, чтобы понять, как говорить на твоем языке.

Остановись и молчи.

Знай, просто знай, что твой язык мертв.

Стой, просто стой на своем месте и жди.

Жди пока все умрет.

Пускай все умрет.

Пускай умрут все слова, пускай умрет дождь за окном, пускай умрет то, ради чего ты живешь.

Просто стой на своем месте и жди.

Жди пока в тебе не останется слов, жди пока в тебе не останется слез, стой, жди и молчи.

Куда ты летишь?

Ты падаешь вниз.

Просто знай, что сейчас ты падаешь вниз.

Твоя мать больше не любит тебя, потому что она умерла.

Твой отец больше не дает тебе силы жить, потому что его самого больше нет.

Твоя любовь больше не дает тебе ничего, потому что никакой любви больше нет.

В тишине ты падаешь вниз и молчишь.

Ты летишь.

Ты летишь в темноте.

Ты падаешь вниз.

Ты видишь пожар.

Ты видишь как горит этот мир.

И теперь он горит для тебя.

Стой, смотри на огонь, плачь и люби.

Куда ты бежишь?

Твоя лодка там на самом верху, у самого истока реки, ты еще совсем, ты еще совсем не знаешь о ней.

Но она уже там.

Но она уже плывет по воде, хотя ты еще не знаешь о ней.

Смотри как безумие взрослых убивает детей, твоя лодка уже на воде, стой, плачь и смотри.

Тебе не дают говорить.

Тебе не позволено быть тем, кто ты есть.

Тебя подожгли, побили камнями и сбросили вниз.

Сейчас ты летишь.

Нет ни любви, ни надежды, ни слов.

Сейчас ты молчишь.

Сейчас ты не знаешь куда деваются сны.

Потому что ты спишь.

Сейчас ты спишь и летишь.

Сейчас ты падаешь вниз, это сон.

Спи, падай вниз, плачь и люби.

Как мне любить?

Как мне любить когда любви нет?

Нужно просто молчать.

Ты слишком многого требуешь, ты слишком громко кричишь, ты слишком шумишь.

Сейчас тебе нужно молчать.

Остановись, падай вниз и молчи.

Тогда ты узнаешь любовь.

Любовь всегда за пределами сна.

Во сне только сон, во сне нет любви.

Стой, падай вниз, проснись, плачь и молчи.

Это все.

Куда плывет эта лодка, без человека, без весел, без определенного смысла, совершенно одна?

Уносимая течением реки эта лодка плывет за тобой.

Стой на своем месте и жди.

Послушай меня.

Верить и Знать — это и есть вся наша жизнь.

Это все.



«ПРОХОЖИЙ», МАРИНА ЦВЕТАЕВА
Идёшь на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной
И маков нарвав букет —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.

«СУМЕРКИ», ВЛАДИСЛАВ ХОДАСЕВИЧ
Снег навалил. Всё затихает, глохнет.
Пустынный тянется вдоль переулка дом.
Вот человек идет. Пырнуть его ножом —
К забору прислонится и не охнет.
Потом опустится и ляжет вниз лицом.
И ветерка дыханье снеговое,
И вечера чуть уловимый дым —
Предвестники прекрасного покоя —
Свободно так закружатся над ним.
А люди черными сбегутся муравьями
Из улиц, со дворов, и станут между нами.
И будут спрашивать, за что и как убил, —
И не поймет никто, как я его любил.

«МАСЛО ЛЬНА», АНУАР ДУЙСЕНБИНОВ
Пятница прекрасна когда ночь напрасна и скучна
Когда в небе светит белая пятнистая Луна
И притихший квартал простирается вниз без дна
Без границы видимой и невидимой из окна
Провожаю что-то достаю расчёску и масло льна

Всё-то было уже рассказать не пересказать
А как будто заново обретаешься в тишине
В этом улье молчаний в танце на черепах
Где-то на обездвиженных берегах
Долгих повторений

Всех притворств на свете оказывается сильней
Свежесть воздуха ощущаемая ноздрёй
Хрупкость солнечного цветка на границе имени
И всего остального

Мне прощают нудную апологию неприема
Я сквозь смех смотрю на медленный тверк под джаз
В темном кратере гибельного желания просыпается светвода
Ветвится проникает в кожу беспокойного мертвеца
Учит не суетиться


ОТРЫВОК ИЗ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ», ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
«Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям.
Был правдою мой Зодчий вдохновлён:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворён.
Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне.
Входящие, оставьте упованья»

ОТРЫВОК ИЗ «В БОЛЬНИЦЕ», БОРИС ПАСТЕРНАК

«О господи, как совершенны

Дела твои,— думал больной,—

Постели, и люди, и стены,

Ночь смерти и город ночной.

Я принял снотворного дозу

И плачу, платок теребя.

О боже, волнения слезы

Мешают мне видеть тебя.

Мне сладко при свете неярком,

Чуть падающем на кровать,

Себя и свой жребий подарком

Бесценным твоим сознавать.

Кончаясь в больничной постели,

Я чувствую рук твоих жар.

Ты держишь меня, как изделье,

И прячешь, как перстень, в футляр».

«УСЛОВНЫЙ СВИСТ», ЭУДЖЕНИО МОНТАЛЕ
Мы придумали для потустороннего мира
условный свист, чтоб не разминуться.
Я пробую воспроизвести его в надежде,
что все мы умерли, не подозревая об этом.
«КОНЕЧНЫЙ ПУТЬ», ХУАН РАМОН ХИМЕНЕС
...И я уйду. А птица будет петь,
как пела,
и будет сад, и дерево в саду,
и мой колодец белый.

На склоне дня, прозрачен и спокоен,
замрёт закат, и вспомнят про меня
колокола окрестных колоколен.

С годами будет улица иной;
кого любил я, тех уже не станет,
и в сад мой за белёною стеной,
тоскуя, только тень моя заглянет...

И я уйду; один - без никого,
без вечеров, без утренней капели
и белого колодца моего...

А птицы будут петь и петь, как пели.

...и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы…

ЕККЛЕСИАСТ, 12:5