В своей статье «От создателя формы к контент-провайдеру» Борис Гройс утверждает, что Интернет никогда не сможет заменить музей, более того, Интернет даже не так сильно и помогает музею: «Следует признать, что в конечном итоге появление Интернета повлияло на работу музеев меньше, чем предполагалось».4
Однако, чего Борис Гройс в своей статье не учитывает – это эффект толпы, который Интернет создает вокруг предметов искусства и выставочной деятельности. Важно помнить, что Интернет, в отличии от музея, позволяет создавать и курировать контекст в массовом формате, из-за присущей ему включенности и одновременного отсутствия пользователя.
В теории медиа Маршала Маклюэна автор разделяет медиа на “холодные” и “горячие”,5 где главными различиями этих делений он видит количество исходящей из медиа информации и степень вовлеченности, которые эти медиа предоставляют. По Маклюэну, “горячие” медиа, например, книги, вызывают дробления общества, читающий обращен в себя, изолирован. Бродя в музее от объекта к объекту, человек также обращен в себя. В то время как “холодные” медиа, радио и кино, обеспечивают более высокую социальную вовлеченность. Маклюэн полагал, что только электронные медиа, такие как телевидение, могут быть по-настоящему холодными и могут преодолеть социальную и пространственную изоляцию отдельного писателя и отдельного читателя.
В отличии от четкого распределения Маклюэна, данное им самим, Интернет сегодня – это медиум одновременно холодный и горячий. При первичном рассмотрении кажется, что Интернет заставляет человека включаться сильнее даже самого холодного медиума – телевидения, однако используя Интернет, человек одинок и сосредоточен. Интернет, возможно, и строится на участии, но участие это не так сильно отличается от литературного пространства. Все происходящее в сети вызывает реакцию других, однако все это остается лишь умозрительным, не включающим физическое присутствие участников. Тиражирование произведений искусства через сеть одновременно вовлекает пользователя в диалог, и изолирует его.
_________________________________
4.Гройс Б. От создателя к контент-провайдеру. Художественный журнал No104, 2018, доступно по: http://moscowartmagazine.com/issue/72/article/1547
5 Маклюэн Г.М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. — Москва, 2007. — 27 с.