Центр современной культуры “Целинный” в 2021

3 июня прошло заседание общественного совета, на котором обсуждался проект создания Центра современной культуры “Целинный”.
Проект представляли:
Асиф Хан
Архитектор и основатель исследовательской и архитектурной студии Asif Khan Ltd.
Джамиля Нуркалиева
Руководитель Центра современной культуры “Целинный”
Зауре Айтаева
Архитектор, консультант
На презентации была представлена архитектурная концепция здания бывшего кинотеатра «Целинный», пришедшего в упадок после прекращения его деятельности в 2014 году, а также миссия, программа мероприятий центра, концепция благоустройства и развития района в целях создания нового культурно-общественного пространства для жителей и гостей города Алматы.

В работе над реконструкцией «Целинного» особое внимание было уделено исследованию коллективной памяти, сформированной вокруг старого здания, его культурного и регионального контекста и в то же время поискам новой идентичности, соответствующей духу современного времени.

Контекст

Культурный контекст Алматы очень сложен. Это и советский модернизм, ностальгия и продолжающиеся поиски национальной идентичности. “Целинный” является частью этого многослойного культурного наследия.

Так, при строительстве в 1964 году кинотеатр “Целинный” закрыл с улицы Калинина Никольский собор, бывший до этого архитектурной и идеологической доминантой района. Строение неоднократно переделывалось, начиная с 2000-х годов, значительно изменились внешний облик и внутреннее пространство. Это здание, которое постоянно адаптировали к меняющимся условиям эпохи.

“Целинный” был построен по типовому проекту, но при этом стал одним из первых зданий в Алматы с панорамным остеклением, создающим эффект перетекания внутреннего пространства фойе на улицу. Планировочная структура с впечатляющей в 1960-е гг. монофункцией кинотеатра на 1536 мест уже к 1979 году потеряла актуальность, пространство было недостаточно гибким для изменившихся требований функциональности. Так появились внутренние переделки под помещения ресторана, впоследствии и ночного клуба, конструкции мезонина в фойе, а сам зрительный зал был поделен на два кинозала по 322 мест. В 2000-е годы трансформации коснулись и экстерьера — был демонтирован оригинальный главный фасад, здание со всех сторон обросло временными пристройками из недолговечных материалов.
К 2017 году кинотеатр представлял собой заброшенное строение — по сути сложное переплетение из множества разностилевых элементов со значительными повреждениями оригинальных конструкций, в плотном окружении парковок и хаотичной непривлекательной коммерческой застройки. Новым владельцем было принято решение превратить запустевшее здание в новое общественное пространство и трансформировать бывший кинотеатр и ночной клуб в Центр современной культуры с площадками для искусства, образовательно-просветительских функций.

Центр унаследовал и название здания — “Целинный”, в своем контексте “новая неосвоенная, плодородная земля” и ассоциативным рядом “передовой, авангардный, прогрессивный” оно дает пространство для будущего развития новой институции и в то же время напоминает о своем историческом периоде.
Обнаружение перед началом реконструкции панно Е. Сидоркина в фойе под обшивкой гипсокартона позволило снова обратиться к исследованиям коллективной памяти, сформированной вокруг здания. Именно освещенный вечером фасад с видимым пространством фойе и сграффито Сидоркина является в прошлом самым распространенным образом Целинного в памяти горожан. Включение этого образа в новую концепцию Центра стало одним из важных элементов составной идентичности, отражающих многослойность архитектуры здания и культурного ландшафта, где должно быть место прошлому и будущему.

Проект реконструкции

Демонстрируя уважительное отношение к историческому наследию, проектной командой под руководством Асифа Хана предприняты мероприятия сохранения оригинальной ткани здания 60-х годов и конструкций, максимально возможного в условиях усиленных в последние годы стандартах сейсмической безопасности г. Алматы. Хотя проведенные исследования полного технического состояния конструкций здания выявили значительные несоответствия постройки 1960-х годов нормам проектирования и строительства в сейсмичных районах и, соответственно, специалистами были даны рекомендации полного демонтажа здания, проектная группа не согласилась с такими выводами и провела больше 1,5 лет в борьбе против сноса и поиске альтернативных конструктивных решений. Таким образом, в новом проекте при участии Казахского Научно-исследовательского и проектного института строительства и архитектуры (КазНИИСА) разработали схемы, которые согласуются с плохим существующим состоянием здания и новыми усиленными сейсмическими стандартами. Это привело к значительной степени сохранения оригинальной ткани здания, включая, что важно, стену сграффито Е. Сидоркина, фасады зрительного зала и существующие конструкции крыши аудитории.
Концепция реконструкции объекта выстраивается на основе переосмысления внутреннего пространства в соответствии с задачами нового функционального, смыслового наполнения. Вместо статичной традиционной системы зрительного зала закрытого типа 1960-х годов на том же месте формируется многофункциональное открытое пространство по принципу свободного плана с динамичными элементами. Новый зрительный зал — это гибкая структура, позволяющая организовать пространства с переменной функцией, готовые к быстрой трансформации и позволяющие использовать их для разных культурных сценариев, экспериментальных форматов современных выставок, представлений, спектаклей.
Создав подземный уровень, где располагаются все основные технические, обслуживающие помещения, становится возможным высвободить максимум надземного объема здания под общественные пространства, каждое из которых становится полифункциональным. Здание почти физически растягивается, насыщаясь меняющимся контентом по требованию времени и аккумулируя новые структуры.

Раскрытие оригинального объема фойе после демонтажа мезонина образца 2000-х годов позволяет создать входное пространство, по достоинству обрамляющее вновь найденное панно со сграффито. В фойе посетитель получит первичное визуальное понимание внутреннего пространства и увидит историко-культурный контекст здания, а также его актуальность в части перспектив развития. Здесь могут также проходить временные выставки и мероприятий, пространственная организация позволяет устройство сидений по принципу амфитеатра. Фойе включает в себя информационный центр, книжный и сувенирный магазины, а с южной стороны плавно перетекает в зону кафе-бара, который, в свою очередь, через остекление раскрывается во внешнее пространство южной террасы и ландшафтной зоны.
Будучи сильным композиционным элементом, фойе задает вектор пространственного развития во все стороны. Можно пройти через образованные порталы в стене со сграффито в основной зрительный зал, вновь открывающий оригинальный объем панорамного кинотеатра 1960-х годов, но в новой полифункции, или малый зал на 110 мест, предусмотренный для показов кино, проведения лекций и выставок. Также в здании на 2 этаже предусматривается образовательная зона, включающая библиотеку и помещения для проведения воркшопов, мастер-классов, лекций. На уровне эксплуатируемой кровли располагаются ресторан, открытая террасированная площадка для проведения сезонных кинопоказов и открытых выставок. Пространство крыши становится еще одной площадкой для искусства и создает возможности для буквально атмосферных мероприятий с просмотром панорамы гор и города. Здание разворачивается во все стороны, выходя за пределы изначального горизонтально-осевого развития, и вступает в диалог со всем окружением.

Новый фасад

Можно заметить, что в прошлом здание Целинного в течение дня имело преимущественно темный, непросматриваемый стеклянный фасад, а задуманный образ общественного пространства, где стираются границы и город плавно перетекает в интерьер, полностью реализовывался только вечером с появлением яркой иллюминации. Для новой культурной институции с ее разнообразной и насыщенной программой необходимо было создать новый фасад, привлекательный в любое время дня и года.

Архитектор размышлял об этом много месяцев, придя к мысли, что если мы наклоним стеклянный фасад на 45 градусов, днем он будет отражать небо. И вид тьмы стал бы, наоборот, видом просветления и бесконечного вдохновения. Возвышенность, устремленность вверх исторически уже поддерживалась куполами Никольского собора, раньше видимыми на этом месте. Сейчас же мы транслируем базовые составляющие универсального культурного кода, соединяющиеся в концептуальном единстве.

“Наклоняя фасад, мы переносим небо на землю, мы переносим Тенгри к Умай.

При наклоне в 45 градусов фасад освещается небом и за счет своего отражения растворяется в окружающей среде, в то же время проецируя постоянно меняющуюся картину неба. Такой поворот плоскости фасада олицетворяет направленность в будущее, создавая пространство для новой функции институции.

“Небо меняется каждый миг, каждый сезон. Так же, как мы сами и как само искусство. Стремясь найти новую идентичность для здания на сегодняшний день, здание само показало нам нечто за пределами архитектуры или стиля, нечто трансцендентное, универсальное и вневременное, чего мы не ожидали”.

Продолжая деколониальный дискурс и поиски этнического концепта пространственности, дневной фасад как место встречи неба и земли — это диалог Тенгри с Умай.

Вечером же фасад, становясь прозрачным, возвращает памятный визуальный образ ярко освещенного фойе 1960-х годов с восстановленным панно Е. Сидоркина. Новый фасад формирует составную идентичность на основе образов коллективной памяти и футуристичного слоя, необходимую для трансформации здания в современное многофункциональное пространство, раскрытое во все стороны. Он деликатными штрихами трансформирует здание, гармонично добавляя новый слой к уже сложившемуся историческому контексту, при этом не доминируя над другими культурными пластами.

Концепция ландшафта и развитие территории

Целинный с трех сторон окружает невыразительная среда вокруг здания с точки зрения функционального наполнения и эстетического потенциала. С южной и северной стороны это парковочные пространства и разностилевая застройка, а с восточной — пустая площадь.

В новой концепции благоустройства — увеличение площади озеленения на прилегающей с южной стороны территории, соединение зеленым коридором улиц, участка Центра современной культуры «Целинный» и зоны сквера. Так формируемая среда интегрируется в общую сеть зеленых пространств, пешеходных и визуальных коммуникаций города. Возможно, это станет еще одной ступенью возрождения культурного променада алматинского Бродвея, в прошлом завершавшимся Целинным.

Остекление здания на уровне первого этажа с южной стороны обеспечивает пространственное раскрытие интерьера к окружающему ландшафту, связывая кафе и сезонную террасу с открытыми сидениями, площадкой для показа кинопроекций на фасаде. Южная терраса станет новой общественной зоной города и комфортным пространством для прогулок, коммуникации, отдыха. Концепция ландшафта вдохновлена руслами рек вокруг Алматы и арычными системами, создающими прохладу в летнее время. Плавные изгибы ручья и его поймы задают текучесть форм ландшафта, своими естественными контурами, журчанием воды оживляя минимализм архитектурных приемов.

Стратегия развития Целинного в долгосрочной перспективе — сформировать культурный район международного уровня с поддерживающей инфраструктурой. Реновация окружающей застройки позволила бы создать современную поливалентную среду с центром вокруг Целинного.

Программа

Целинный — институция, которая ставит своей задачей изучать происходящее в искусстве, культуре, науке в контексте времени и места. В нашем новом пространстве будет представлена выставочная, образовательная программа, театральные представления, концерты, лекции, кинопоказы.

На сегодняшний день определены следующие направления деятельности:
  • Выставочная деятельность;
  • Исполнительское искусство;
  • Издательская программа;
  • Программа для молодых профессионалов;
  • Образовательная программа;
  • Инклюзивная программа;
  • Кино.

В рамках выставочной деятельности будут представлены обширные исследовательские проекты, крупные ретроспективы казахстанских и международных художников, кураторские проекты, планируется несколько специальных комиссий в год, для создания сайт-специфик работ для пространства Центра или вокруг него.

Также в Центре запланированы мероприятия в области исполнительского искусства — музыка, экспериментальные театральные жанры, перформанс, современный танец. Особое внимание будет уделено современной академической музыке, наряду с альтернативной и экспериментальной.

Мы видим нашей задачей создание процессов и изучение вопросов в художественной, академической, научной среде, которые не входят в программу крупных культурных и образовательных институтов. В рамках нашей исследовательской программы мы заинтересованы в привлечении молодых ученых, искусствоведов, художников, композиторов и режиссеров, чей интерес к исследованию лежит в области новых, современных проблем. Так мы понимаем, что направление нашей издательской программы сможет активно продвигать результаты данных исследований для широкой, а также профессиональной аудитории.

Программа для молодых профессионалов будет предоставлять гранты для развития, создания проектов, исследований.

Образовательная программа Целинного станет одной из основных инициатив. Наша цель — проводить до 600 образовательных мероприятий в год в рамках базовой и тематической программ.

Немаловажную роль для Центра играет инклюзия, поэтому будут разработаны экскурсии, образовательные мероприятия для людей с различными формами инвалидности. Также будет организована программа по подготовке профессиональных кадров для работы в инклюзивном отделе Центра.

Вместе с тем история бывшего кинотеатра "Целинный" не останется без внимания, напротив, кинопрограмма будет расширена. Мы нацелены на поддержку и продвижение локального и международного авторского кинематографа. На данный момент ведется подготовка к ретроспективам знаковых отечественных режиссеров, которые помогут связать нашу кинематографическую историю с современностью. Также мы планируем развивать направление экспериментального кино, стоящего на стыке художественных практик и кинематографической формы, что позволит исследовать изменение киноязыка и визуальности XXI века.

FAQ

Разве реконструкция уже не проводилась в 2018 году?
В 2018 году зрителям был представлен первый проект Центра современной культуры «Целинный» «Начало». Была организована временная выставка, для проведения которой разобрали часть ненесущих конструкций реконструкции 2000-х годов, раскрыв оригинальный объем зрительного зала и фойе, сняты гипсокартонные покрытия.

Три части экспозиции — архитектурная, художественная и кинематографическая — были тесно связаны с историей здания, в частности, и с архитектурным контекстом Алматы, и отражали программу и задачи новой институции — изучение и репрезентация процессов в области культуры и искусства в современном дискурсе. В рамках проекта “Начало” была анонсирована концепция будущего центра — вести выставочную, образовательную и исследовательскую деятельность.

После обозначения нового вектора для «Целинного», теперь уже как Центра Современной Культуры, он закрылся для последующей реконструкции. В 2018 году была начата работа над проектом, позволяющем адаптировать здание под широкую культурную программу Центра, трансформируя в многофункциональное современное пространство. 

Почему нельзя оставить все как есть?
Это было невозможно сделать по многим причинам, включая и технические. Мы унаследовали здание в плохом состоянии, в результате многочисленных переоснащений за годы эксплуатации кардинально изменились внешний облик и внутренняя планировка, зданием обросло временными конструкциями и пристройками. Кроме физического присутствует моральный износ здания как по визуально-эстетическим, так и объемно-планировочным параметрам. Здание нуждается в создании новой идентичности, которая бы органично соединила культурные пласты прошлого и настоящего, а также дала пространство для будущего развития.

Приступая к работе над проектом реконструкции были привлечены компании, осуществляющие исследование состояния здания, его конструктивной устойчивости и сейсмической безопасности. Первая компания рекомендовала полный снос ввиду технического износа, некачественного строительства и несоответствия новым стандартам сейсмической безопасности значительной части существующих конструкций. Демонстрируя подход адаптивной реконструкции, а не разрушения здания, проектная команда под руководством Асифа Хана провели 1,5 года в поисках мероприятий по максимально возможному сохранению существующей оригинальной ткани здания 60-х годов.
Что остается от старого здания?
С привлечением Казахского Научно-исследовательского и проектного института строительства и архитектуры (КазНИИСА) удалось найти технические решения по усилению конструкций зрительного зала. 

За счет дальнейшей комплексной работы по усилению и приведения состояния объекта в соответствие с сейсмическими нормативами, мы полностью сохраним фундаментную часть, оригинальные фасады зрительного зала и его конструктивный каркас, в том числе кровли. Также сохранится стена со сграффито художника Е. Сидоркина в фойе.

С южной стороны здания мы расчистим пристройки 2000-х годов, чтобы лучше раскрыть перспективу исторического фасада зрительного зала. Примыкающее боковое крыло и этажерка за стеной Е. Сидоркина, которые требуется демонтировать по конструктивным требованиям в связи с ошибками проектирования в 1960-х годах, будут воссозданы в оригинальной конфигурации, но с улучшением эстетических, технических параметров и объемно-планировочных решений.
Почему не сохранили фасад?
Принятый подход реконструкции проекта — максимизировать сохранение подлинной исторической ткани в тех местах, где она существует в настоящий момент, не противоречит конструктивной безопасности или функции новой институции. Нами было принято решение не создавать реплику или имитацию исторической поверхности там, где она была утрачена в свое время или нет возможности реставрации. Как и в другом своем проекте нового Музея Лондона в реконструируемом здании 1890-х годов, архитектор считает, что посетителю необходимо знакомство с подлинными историческими поверхностями, где они присутствуют, а не с их имитацией.

В проекте реконструкции Целинного полностью сохраняются фасады зрительного зала, которые будут усилены при помощи неинвазивных технологий с реставрацией оригинальной текстуры поверхностей как в экстерьере, так и в интерьере. Единственное дополнение — мы добавим остекление на первом уровне, чтобы связать внутреннее арт-пространство с прилегающей парковой зоной и сезонной террасой кафе.

Оригинальный главный фасад 1960-х годов, выходящий на ул. Масанчи, был демонтирован в ходе реконструкции 2000-х годов. Существующий фасад построен на новом месте с полным изменением конфигурации и спецификации, применены недолговечные материалы и зеленое остекление, имеются лишние пристройки, нарушающие целостность восприятия композиции. Кроме того, весь блок фойе, включая конструкции покрытия кровли и фасад, должен быть демонтирован в связи с несоответствием новым стандартам по сейсмической безопасности. Мы решили не воспроизводить фасад 1990-х годов, а создать новый, отвечающий духу времени.

Почему в новом фасаде так много стекла?
Новый фасад вдохновлен оригинальным фасадом 1960-х годов, с панорамным остеклением 42 метра. В Алматы это был один из первых примеров раскрытия интерьера в городское пространство. Мы решили показать преемственность этой идеи, при этом применив инновационные решения, крупноформатные безрамные стеклопакеты, создав цельный визуальный образ.

Для безупречной реализации проекта остекления привлечена компания по разработке высокотехнологичных фасадов Front Inc (США). Это одна из ведущих мировых компаний, специализирующихся на решении сложных технических задач, связанных с реализацией уникальных, экспериментальных проектов. Front Inc. сотрудничают с выдающимися архитекторами и инженерами нашего времени, в их портфолио — реализация известных зданий, получивших мировое признание.

Почему фасад наклонен на 45 градусов, а не стоит прямо?
Фасады 1960-х годов и 2000-х годов в дневное время выглядели сильно затемненными при взгляде с улицы, из-за физических свойств контрастности света. При наклоне в 45 градусов фасад освещается небом и за счет своего отражения растворяется в окружающей среде. Такой поворот плоскости фасада олицетворяет направленность в будущее, создавая пространство для новой функции институции. “Небо меняется каждый миг, каждый сезон. Так же, как мы сами и как само искусство”. Продолжая деколониальный дискурс и поиски этнического концепта пространственности, дневной фасад как место встречи неба и земли — это диалог Тенгри с Умай.

Вечером же фасад, становясь прозрачным, возвращает памятный визуальный образ ярко освещенного фойе 1960-х годов с восстановленным панно Е. Сидоркина.

Новый фасад формирует составную идентичность на основе образов коллективной памяти и футуристичного слоя, необходимую для трансформации здания в современное многофункциональное пространство, раскрытое во все стороны.

Каковы прецеденты подобных подходов реконструкции?
  1. Всемирно известная адаптация в Лондоне заброшенного после войны иконического здания «Электростанция Бэнксайд» в Музей современного искусства Тейт, выполненная швейцарскими архитекторами Херцогом и Де Мёроном (2000 г., позднее в 2016 г.), является примером сохранения существующей исторической ткани, где возможно отреставрировать, ее удаления, где это необходимо, и добавления новых элементов для улучшения функциональности и характера. Репликации исторической ткани не произошло. От архитекторов: «Мы думаем, что это вызов Tate Modern — создать гибрид традиций, ар-деко и супер-модернизма: это современное здание, здание для всех, здание 21-го века».
  2. В 2015 году Музей современного искусства «Гараж» адаптировал заброшенный в парке Горького ресторан «Времена года» 1960-х гг. постройки. Проект голландского архитектора Рема Колхаса для этого удостоенного наград музея предусматривал разбор остатков здания — он назвал его "руинами" - до бетонного каркаса, который был сохранен, наряду с мозаичной стеной советских времен и некоторыми фрагментами плитки в интерьере и кирпичной кладки. Он добавил полупрозрачные поликарбонатные фасады со всех четырех сторон, радикально изменив внешний вид, добавив новую входную группу, новые конструкции на крыше и материалы в интерьере, создав тем самым новую составную идентичность, вобравшую оригинал и здание в том состоянии, каким оно было найдено.
Панно, которое было с торца здание убрали? А внутри сграффито Сидоркина, что было внутри осталось?
Панно Сидоркина, расположенное на боковом фасаде здания является копией оригинального сграффито, располагавшегося в фойе кинотеатра до реконструкции в 2000-х годах. Панно на боковых фасадах не является работой авторства Евгения Сидоркина. Оригинальное сграффито считалось утерянным в процессе реконструкции 2000-х годов. Однако в 2018-ом году, после начала демонтажных работ, сграффито было обнаружено, но в очень плачевном состоянии. Так как для сохранения здания необходимо усиление стен, боковые панно не будут сохранены, но будет отреставрирована оригинальная работа художника внутри здания.
Почему от сграффито Сидоркина остается так мало?
К сожалению, во время реконструкций 2000-х годов здание претерпело множество изменений, которые коснулись как планировки помещений, так и дизайна интерьера. В целях создания дополнительного пространства для размещения ночного клуба, в фойе появилась надстройка, чья конструкция включала в себя железные балки, которыми прошили сграффито Сидоркина. В дальнейшем образец монументального искусства был закрыт гипсокартоном. После его обнаружения в ходе подготовки к выставке “Начало” мы приступили к планированию его реставрации.
Как организована доступность здания для маломобильных групп?
Инклюзивность, доступность Целинного для всех групп населения является нашим приоритетом в работе. Мы хотим улучшить существующую входную группу со значительными перепадами высот: в настоящий момент наличие большого количества ступеней без пандусов затрудняет передвижение пешеходов с колясками, маломобильных групп населения при движении со стороны ул. Масанчи. В новом Центре будет создана безбарьерная среда высокого уровня комфортности. 

Для этого проведена работа по определению оптимального уровня площадки перед зданием, чтобы убрать уличные ступени и перепады. Естественный уклон от улицы в сторону южной благоустроенной зоны и парка интегрирован в ландшафт и представляет собой единое безбарьерное пространство.

Внутри здания для вертикальной коммуникации между уровнями предусмотрены пандусы, лифты. Сезонная площадка для просмотра кино на эксплуатируемой кровле имеет отдельные места для маломобильных посетителей.

Для Целинного разрабатывается специальная система навигации и ориентирования, которая будет учитывать особенности всех групп — визуальная графическая и текстовая информация, тактильные поверхности должны стать интуитивным проводником как внутри здания так и на территории возле. 

Кто является главным куратором?
К середине 2021 года будут сделаны соответствующие сообщения о составе кураторского совета Центра.
На чьи средства осуществляется проект?
Центр современной культуры «Целинный» — это социальный проект, деятельность которого осуществляется за счет частных инвестиций, без привлечения государственного финансирования. Центр основан казахстанским предпринимателем и меценатом Кайратом Боранбаевым. В дальнейшем Центр запустит программу поддержки, посредством которой любой неравнодушный человек или компания с социально-направленной корпоративной политикой смогут принимать участие в развитии Центра, реализации и увеличении уровня доступности его программ, и тем самым вносить свой вклад в казахстанскую историю меценатства.