Перформанс Алексея Коханова

Голос как инструмент исследования пространства

Вынужденная изоляция сделала нас чувствительными к окружающей среде. Перцептивный мир стал куда меньше, но, как ни парадоксально, богаче. За это время мы полностью изучили свое звуковое и визуальное пространство и теперь пришло время его осмыслить. Саунд-артист Алексей Коханов не только познакомит вас с миром звукового ландшафта, но и расскажет вам как с ним можно взаимодействовать.

Мы разбили проект на несколько частей. Алексей подготовил для вас простые карточки, в которых раскрыл феномен звукового ландшафта, вокальной импровизации, а также рассказал о нашей природной музыкальности. Также Алексей записал видеоприглашение на перформанс, где вы сами сможете стать участником исследования звукового пространства “здесь и сейчас” под руководством художника.

Перформанс состоялся в 16:00 (по времени Алматы), 13 июня
Что такое саунд-арт?
Саунд-арт – это междисциплинарное направление в искусстве, в котором звук является объектом или инструментом исследования.

Саунд в переводе с английского значит звук, арт – искусство, то есть к нему относятся все произведения так или иначе использующие звук как материал или предмет исследования. Можно сказать, что это промежуточное звено между визуальным искусством и музыкой.

Развитие саунд-арта связывают с возникшим в конце 50-х годов движением FLUXUS. Значимое явление в искусстве второй половины XX столетия, частью которого были такие художники, как: Джордж Брехт, Джозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Йоко Оно, Бен Войтье и многие другие. Фестивали Флюксуса проводились во многих городах Европы и Америки. Флюксус через различные способы художественного выражения и средств коммуникации был призван в очередной раз стереть границы между искусством и жизнью, научить людей видеть прекрасное в самых тривиальных вещах, жить «в моменте», создавать нечто интересное постоянно и из «ничего» вне мастерских, вне сцены, без отрыва от повседневности. Но и до этого художники работали со звуком как материалом – как например, Марсель Дюшан, Луиджи Руссоло, Лев Термен и художники дадаисты.

Саунд-арт являясь частью визуального искусства существует в разных видах: саунд-скульптуры, саунд-инсталляции, перформансы, звуковые ландшафты (soundscape) и многое другое.
Получается, что все люди музыканты?
Чтобы точнее ответить на этот вопрос, хочу привести цитату представителя движения FLUXUS Джорджа Брехта:

«Наверное, не существует ничего не музыкального. Наверное, в жизни вообще нет ни одного не музыкального момента… Все инструменты, музыкальные и немузыкальные, становятся инструментами».

Кроме того, мы не только музыканты, но и художники - другой представитель Флюксуса, Джозеф Бойс, известен таким высказыванием: «Все есть художники».

Он призывал к занятию искусству каждого человека, как способу рефлексии повседневного и единственному пути к развитию свободного общества. От себя я добавлю слова нью-йоркской певицы и музыкального терапевта Лизы Соколов: «Мы все от рождения певцы, мы не учимся, а вспоминаем как петь. Пение – наша природа».
Так почему мы поем?
Я бы перефразировал вопрос, почему мы НЕ поем. «Мы не поем, потому что нам сказали, что мы не певцы, и мы им поверили. Мы не поем из страха осуждения или насмешки. Из страха выразить эмоции или чувства. Мы все певцы и пение возвращает нас к себе, связывает с другими и связывает нас с тайной». (Из книги Лизы Соколов (Lisa Sokolov) Embodied Voice Work)
А что такое вокальная импровизация?
Одним из важных для меня художественных средств является вокальная импровизация. Она стала для меня важным переходом к сочинению собственной музыки и перформансов.

Импровизация – это способность чувствовать настоящий момент, безоценочно наблюдая за тем что происходит сейчас. Издавая спонтанно звук, мы наблюдаем за его развертыванием во времени и пространстве, не пытаясь его контролировать и стараясь ощутить и предугадать, куда музыка нас ведет.
И что вообще такое саундскейп?
Soundscape – звуковой ландшафт. Это ключевое для саунд-арта понятие впервые было описано Рэймондом Шафером, канадским композитором и ученым. В его интерпретации звуковой ландшафт это композиция звуков которые воспринимает человек в окружающем его пространстве. Soundscape включает в себя природные звуки и звуки человеческой деятельности.

Шафер разделил все звуки на hi-fi, что дословно переводится как «высшее качество звучания», и на lo-fi, что эквивалентно понятию «невысококачественная система воспроизведения (звука)». К категории hi-fi отнесены звуки природы и «загородные» звуки, а в категорию lo-fi попали звуки современной городской среды. В hi-fi среде все звуки носят упорядоченный характер, воспроизводятся только в определенные моменты — будь то пение птиц в рамках суточного распорядка дня или сезонное звучание пастушьего рожка; в то время как lo-fi среда представляет собой непрерывный звуковой фон. Науку о звуковых ландшафтах еще называют акустической экологией, цель ее это сохранение природных звуков, так как многие из них утрачиваются и звуковые ландшафты планеты уже невозможно восстановить.

Больше о звуковом ландшафте вы можете узнать в книге Schafer, R. Murray. The soundscape: our sonic environment and the tuning of the world. Rochester, Vt.: Destiny Books.
И разве это музыка?
Это непростой вопрос. Для начала разберемся, что такое музыка вообще. Если мы попробуем найти определение, выходя за рамки европейской истории музыки, включая все практики народного творчества, все мировые школы музыкального мастерства, как пекинскую оперу, индонезийское пение, индийскую классическую рага (по сравнению с тысячелетней историей существования которой, классическая европейская школа, можно сказать даже не сформировалась), тувинское и инуитское горловое пение, мы наверное придем к какому-то обобщению, и оно бы звучало бы так: музыка это события, организованные во времени.

Так что да, это не музыка в привычном понимании академического направления. Но мы все равно остаемся в поле музыкального восприятия. То есть вооружившись нашим определением, мы можем подходить ко всем временным видам искусства с точки зрения их музыкальности или аудиальности, мы откроем много нового для себя в обычных вещах и этому чуду мы обязаны особенностью человеческого восприятия. Можно пофантазировать, как можно применить этот прием к визуальному искусству – этим приближением и занимается саунд-арт.
Что такое музыкофилия?
«В отношении подавляющего большинства из нас музыка обладает великой силой, не важно, считаем мы себя особенно "музыкальными" или нет. Эта склонность к музыке проявляется в самом раннем детстве, она характерна для всех без исключения культур и, вероятно, восходит к временам зарождения нашего биологического вида. Такая "музыкофилия" органично присуща человеческой природе», – пишет Оливер Сакс в своем знаменитом труде «Музыкофилия».

Что возникло раньше: речь из музыки, или наоборот – это не менее жаркий спор, чем спор о курице или яйце. Единственно, в чем мы можем быть уверены, как говорит Сакс, что человеческий вид испытывает одинаковую потребность в речи и музыке. Человек способен проигрывать музыку в голове, выделять образы и выстраивать структуры, воспринимать образы заложенные композитором и передавать с помощью музыки эмоции. Кроме того процесс слушания музыки еще и двигательный – «Наша мимика, телодвижения отражают мелодическое повествование, мысли и чувства, которые оно пробуждает в нас».
А что такое психоакустика?
Психология восприятия - это наука изучающая как и что слышит человек. Простой пример: научно установлено, что с возрастом человек перестает слышать высокие фреквенции. Можно с точностью установить возраст вашего слуха с помощью простого акустического теста: https://www.youtube.com/watch?v=Ne6-31MHYWI
Кто такой Джон Кейдж и почему он важен?
Американский композитор Джон Кейдж был первым, кто увидел музыкальную ценность тишины, которая до этого служила обозначением паузы. Джон Кейдж известен своим произведением 4’33””, в котором вместо нот одни паузы. Пианист выходил на сцену, садился за рояль, открывал ноты, и молча считал паузы. Есть легенда, что на одном из концертов, Кейдж подошел к окну и открыл его, впуская в аудиторию шум города. В комментарии к этому произведению он говорит, что музыка включает в себя звуки вокруг нас, находимся мы в концертном зале или вне его. Когда слушатель настраивается на восприятие звуковой среды как музыки, он открывает в ней нечто новое для себя и про себя, более внимательно вслушивается в свои ощущения, в свой новый опыт – каким бы он не был.
И люди воспринимают тишину как музыку?
В связи с этим я хочу напомнить о свойстве человеческой психики находить смысловые связи в независимых друг от друга явлениях (это называется апофенией – например, на фотографии поверхности Марса обнаружили скальные формации, напоминающие лицо человека, это послужило спекуляциям о исчезнувшей цивилизации марсиан).

Мне нравится думать, что благодаря этой способности человек может воспринимать искусство, а именно музыку, находя связи между отдельными звуками и создавая свою личную партитуру.

Что будет на мастер-классе?



На мастер-классе мы изучим партитуру перформанса и откроем для себя ее трехчастную структуру. Вы также сможете познакомиться с несколькими простыми и эффективными упражнениями по вокальной импровизации, чтобы вы понимали, что от вас требуется.



Что будет на перформансе?
Перформанс состоит из трех частей.
Первая часть:
Каждый участник проигрывает свою любимую музыкальную композицию в течении 4 минут. (Если композиция заканчивается раньше, участник ждет окончания 4 минут)
Вторая часть:
4 минуты тишины. Участник вслушивается в окружающие звуки, каждый новый звук отмечая щелчком. Таким образом мы анализируем те звуки, которые есть в нашем окружении.

Третья часть:
4 минуты – участники имитируют голосом все звуки по очереди, которые они отметили. Это могут быть также перенимать других участников.
Алексей Коханов
Вокалист, саунд-артист. Живет в Берлине. Участник Театра голоса «Ла Гол» Наталии Пшеничниковой. Приглашенный солист Электротеатра Станиславский (спектакли «Маниозис», «Орфические игры», «Октавия. Трепанация») Деятельность Коханова охватывает различные области работы со звуком – от звукового оформления перформансов до создания оригинальных музыкальных композиций и инсталляций. Также Алексей Коханов проводит лаборатории по вокальной импровизации и перформансу (Фестиваль Территория, Новое Пространство Театра Наций) Основатель Online Voice Lab. Избранные работы: «Interiorisation III» в соавторстве с Верой Мартынов и Соней Левин (Музей современного искусства Гараж, Фестиваль NET, 2015), «Down to Zero» (Фестиваль NET 2017), «Дистанция» (Международный симпозиум Аланика, Владикавказ), «Marxophony» (Галерея Am Kindl Berlin, Фестиваль NET 2018), «Дальше только громкая связь» в соавторстве с Виктором Алимпиевым (Фонд VAC, Москва, 2019), “Mimesis state” (Фестиваль CTM 2020, Берлин), «Solo quedaron cuerpos (Meeting-Melting)» (хореограф Катя Вигланд, Академия Искусств, Берлин, 2020).
Алексей Коханов
Вокалист, саунд-артист. Живет в Берлине. Участник Театра голоса «Ла Гол» Наталии Пшеничниковой. Приглашенный солист Электротеатра Станиславский (спектакли «Маниозис», «Орфические игры», «Октавия. Трепанация») Деятельность Коханова охватывает различные области работы со звуком – от звукового оформления перформансов до создания оригинальных музыкальных композиций и инсталляций. Также Алексей Коханов проводит лаборатории по вокальной импровизации и перформансу (Фестиваль Территория, Новое Пространство Театра Наций) Основатель Online Voice Lab. Избранные работы: «Interiorisation III» в соавторстве с Верой Мартынов и Соней Левин (Музей современного искусства Гараж, Фестиваль NET, 2015), «Down to Zero» (Фестиваль NET 2017), «Дистанция» (Международный симпозиум Аланика, Владикавказ), «Marxophony» (Галерея Am Kindl Berlin, Фестиваль NET 2018), «Дальше только громкая связь» в соавторстве с Виктором Алимпиевым (Фонд VAC, Москва, 2019), “Mimesis state” (Фестиваль CTM 2020, Берлин), «Solo quedaron cuerpos (Meeting-Melting)» (хореограф Катя Вигланд, Академия Искусств, Берлин, 2020).