Zoom Лекция на тему

«Онлайн-платформы как гибридные формы выставок»

Междисциплинарная художница Наташа Тихонова провела лайв-лекцию на тему «Онлайн-платформы как гибридные формы выставок»
Онлайн-платформы предоставляют художникам и кураторам широкий круг возможностей для производства и распространения своего искусства. Сайты, блоги, социальные сети, базы данных стали новой формой взаимодействия и коммуникации, создали новый визуальный язык и концептуальные конструкты. Несмотря на кажущуюся доступность и открытость, интернет-среда не стала утопическим пространством свободы. Она не только унаследовала все «болезни» общественного устройства, но и создала новые иерархические и тоталитарные структуры. Так как сегодня интернет не является безопасной средой, важно постоянно переосмыслять используемые средства. Необходимо задумываться не только о технических возможностях онлайн-платформ, но и задавать вопросы об их политическом подтексте. Какой критический потенциал художник и куратор могут создать, используя онлайн-платформы? Говорим ли мы в данном случае о новых структурах, связях и политике взаимоотношений? Что перенос пространства выставки в сеть добавляет или отнимает?
Содержание лекции:
Изменение позиции зрителя, куратора и художника и места действия выставки
Исторический нарратив: модернисты, ситуационисты, телематическое искусство;
Этапы развития интернет-искусства и переход в серую зону между онлайн и офлайн
Возникшие концепции выставочных практик, дискурсы и стратегии — новое зрительство, «специальная теория относительности» выставки, пространства аффектов и иммерсивности в сети, процессуальность и «медленное кураторство»
Проекты, реализованные художниками на базе онлайн-платформ начиная с 2010-х годов: от поиска нового визуального языка к детерминированию аффективных состояний и созданию политического жеста.
Запись лекции от 29.04.2020
Наташа Тихонова
Междисциплинарная художница, куратор и исследовательница из Нижнего Новгорода, в настоящее время проживающая в Санкт-Петербурге.
Основная область интересов — нестабильные состояния и изменчивые структуры, содержащие парадокс остановки и движения одновременно, которые она исследую на примере процессов конструирования памяти и идентичности, смещения личных и политических границ, переопределения форм и функций искусства.
Получила образование в Нижегородском Университете им Лобачевского, «Школе молодого художника» Фонда ПРО АРТЕ, Санкт-Петербургском Художественном Училище, а также на совместной программе "Кураторские исследования" факультета "Свободных искусств и наук" СПБГУ и Бард Колледжа.
Участница Московской международной биеннале молодого искусства, Уральской биеннале современного искусства, фестиваля "АртПроспект", фестиваля "Современное искусство в традиционном музее", Первого Кураторского форума в Санкт-Петербурге, проекта "Старт" Винзавод, фестивалей Gamma, Shelter (Helsinki).
Наташа Тихонова
Междисциплинарная художница, куратор и исследовательница из Нижнего Новгорода, в настоящее время проживающая в Санкт-Петербурге.
Основная область интересов — нестабильные состояния и изменчивые структуры, содержащие парадокс остановки и движения одновременно, которые она исследую на примере процессов конструирования памяти и идентичности, смещения личных и политических границ, переопределения форм и функций искусства.
Получила образование в Нижегородском Университете им Лобачевского, «Школе молодого художника» Фонда ПРО АРТЕ, Санкт-Петербургском Художественном Училище, а также на совместной программе "Кураторские исследования" факультета "Свободных искусств и наук" СПБГУ и Бард Колледжа.
Участница Московской международной биеннале молодого искусства, Уральской биеннале современного искусства, фестиваля "АртПроспект", фестиваля "Современное искусство в традиционном музее", Первого Кураторского форума в Санкт-Петербурге, проекта "Старт" Винзавод, фестивалей Gamma, Shelter (Helsinki).

ССЫЛКИ ИЗ ЛЕКЦИИ:


ПРО ВЫСТАВКИ и влияние ОНЛАЙН

  • Loney Abrams / Flatland / 2013 / https://thenewinquiry.com/ URL: https://thenewinquiry.com/flatland/
  • Elena Filipovic: When Exhibitions Become Form // Talk by Elena Filipovic URL: https://vimeo.com/151995116
  • Elena Filipovic, “When Exhibitions Become Form: On the History of the Artist as Curator – THE ARTIST AS CURATOR #0,” Mousse, No. 41, 24 August 2015 / URL: <http://moussemagazine.it/taac0/>
  • Claire Bishop “Black Box, White Cube, Public Space” //Out of Body, Out of Time, Out of Space. 2016. № Spring Issue 2016. https://www.academia.edu/38135170/Black_Box_White_Cube_Gray_Zone_Dance_Exhibitions_and_Audience_Attention НА русском: Клер Бишоп “Черный ящик, белый куб: пятьдесят оттенков серого“ // Художественный журнал.
  • Борис Гройс “В потоке”. М.: Ad Marginem, 2018.
  • Лев Манович “Теории софт-культуры”. М.: Ласточка, 2018.
  • Evgeny Morozov “The Net Delusion: The Dark Side of Internet Freedom”. PublicAffairs, 2012.
  • Hito Steyerl “Too Much World: Is the Internet Dead?” // www.e-flux.com URL: https://www.e-flux.com/journal/49/60004/too-much-world-is-theinternet-dead/
  • “How Art is Getting to Grips with On and Offline Space“ // www.artsy.net URL: https://www.artsy.net/article/francesca-gavin-how-art-is-getting-to-gripswith

ССЫЛКИ на ОНЛАЙН-СТРАНИЦЫ МУЗЕЕВ И ГАЛЕРЕЙ

  • https://www.instagram.com/manifestabiennial/
  • www.documenta14.de
  • https://www.documenta14.de/en/public-programs/ 14. www.labiennale.org URL: https://www.labiennale.org/en/biennale-channel
  • www.newmuseum.org URL: https://www.newmuseum.org/exhibitions/online www.serpentinegalleries.org URL: https://www.serpentinegalleries.org/explore/online https://whitney.org URL: https://whitney.org/artport/
  • Sunrise/Sunset, URL: https://whitney.org/artport/commissions/sunrise-sunset

ПРО МУЗЕИ

  • Борис Гройс “Политика поэтики“. М: Ad Marginem, 2013. С. 46. Клер Бишоп “Цифровой раскол“ // Художественный журнал. 2015. №96.
  • Борис Гройс “Почему - музей? “ // Художественный журнал. 2012. №88
  • “How Art is Getting to Grips with On and Offline Space“ // www.artsy.net URL: https://www.artsy.net/article/francesca-gavin-how-art-is-getting-to-gripswith
  • А.А. Будко “Кризис современного музея: между универсальностью и уникальностью“, «Музей», 2009., № 9
  • Борис Гройс, “Медиаискусство в музее“ // http://anthropology.ru URL: http://anthropology.ru/ru/text/groys-b/mediaiskusstvo-v-muzee

ПРО ГАЛЕРЕИ

  • Н.Cеркова “Gallery Fiction: как сегодня распространяется искусство” // Художественный журнал. 2018. №104.
  • Брайан О’Догерти “Внутри белого куба. Идеология галерейного пространства.” М.: Ad Marginem, 2015.
  • Наталья Смолянская “Эстетика после искусства: куратор как оператор“ // Художественный журнал. 2017. №101.
  • Борис Гройс “От создателя формы к контент-провайдеру“ // Художественный журнал. 2018. №104.

ПРО РЕЖИМ СЕРОЙ ЗОНЫ

  • Вальтер Беньямин “Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости“. М.: МЕДИУМ, 1996.
  • Nicolas Bourriaud “Relational Aesthetics“. Les Presses Du Reel edition, 1998.
  • Claire Bishop “Artificial Hells: Participatory Art and the Politics of Spectatorship“. Verson, 2012.
  • 2017. №103
  • Клер Бишоп “Цифровой раскол“ // Художественный журнал. 2015. №96
  • Смолянская Н.В. “Вопрос репрезентации в ракурсе современного искусства“ Артикульт. 2014. 16(4). С. 75-87
  • Lev Manovich “The Language of New Media“. Cambridge: MIT Press, 2001.
  • Борис Гройс “От создателя формы к контент-провайдеру“ // Художественный журнал. 2018. №104.
  • Alan W. Moore “A Brief Genealogy of Social Sculpture” // www.joaap.org URL: http://www.joaap.org/webonly/moore.htm#note
  • Natalya Serkova “Gallery Fiction Towards the new technology of art dissemination” // www.ofluxo.net URL: https://www.ofluxo.net/gallery-fictionby-natalya-serkova/
  • Наталья Серкова “Gallery Fiction: как сегодня распространяется искусство “ // Художественный журнал. 2018. №104.
  • Борис Гройс “Товарищи времени “ // Художественный журнал. 2011. №81

ПРО ГИБРИДИЗАЦИЮ – ИСКУССТВО + ТЕХНОЛОГИЯ

  • Соколовский С. В. “КУЛЬТУРНАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ” // Большая российская энциклопедия. Том 16. Москва, 2010, стр. 315
  • Г. M. Маклюэн. “Понимание Медиа: Внешние расширения человека.” — Перевод с английского: В. Г. Николаев. — М., 2003. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 15.11.2008. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3528/3555
  • Галкин Д. В. “Техно-художественные гибриды или искусство, политика и цифровые технологии в культурной динамике второй половины XX века” // Гуманитарная информатика. 2008. № 4..

ПРИМЕРЫ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ВЫСТАВОК

  • Anne Imhof “Faust” at German Pavilion, Venice Biennale // moussemagazine.it URL: http://moussemagazine.it/anne-imhof-faust-german-pavilion-venicebiennale-2017/
  • “Sun & Sea (Marina)” // www.sunandsea.lt URL: https://www.sunandsea.lt/en

ПРО МОДЕРНИЗМ

  • ”Последняя Футуристическая Выставка Картин ‘0,10’” // rusavangard.ru URL: http://rusavangard.ru/online/history/poslednyaya-futuristicheskayavystavka-kartin-0-10-/.
  • С.Ю. Сидорова “Современная выставка как медиатекст: опыт прочтения и алгоритм редактирования” // Электронный Научный Журнал «Медиаскоп». 2014. №4.
  • Александр Шатских “Малевич”. М.: Слово, 1996. 57. Наталья Смолянская “Эстетика после искусства: куратор как оператор” // Художественный журнал. 2017. №101.
  • Анна Толстова “Куратор французского искусства” // Коммерсантъ. 2007. №113.
  • Виталий Мишин “Книга художника - Livre d'artiste” // Третьяковская галерея. 2012. №2.

ПРО СИТУАЦИОНИСТОВ

Жак Рансьер “Этический поворот в эстетике и политике” // Критическая Масса. 2005. №2.
Ги Дебор “Общество спектакля”. М.: Опустошитель, 2017.

ПРО ТЕЛЕМАТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

  • Ксения Федорова, “Телематическое искусство и мобильное картирование: эффекты дистанции” Границы искусства и территории культуры: сб.науч.ст./сост. и науч.ред. Л.А.Закс и Т.А.Круглова. - Екатеринбург:УрФУ, Гуманитарный ун-т, 2013
  • https://www.moma.org/collection/works/78747
  • https://admarginem.ru/product/teoriya-radio-1927-1932/
  • https://ru.wikipedia.org/
  • М.Н. Бычков Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. . М.: Искусство, 1965. 66. Ксения Федорова, “Телематическое искусство и мобильное картирование: эффекты дистанции” Границы искусства и территории культуры: сб.науч.ст./сост. и науч.ред. Л.А.Закс и Т.А.Круглова. - Екатеринбург:УрФУ, Гуманитарный ун-т, 2013
  • Virilio, Paul. “Big Optics.” On Justifying The Hypothetical Nature Of Art And The Non-Identicality Within The Object World. Ed. Robert Fleck. Koln: Walther Koenig bookshop, 1992. P. 82-93
  • Эскот Р. “Реальность и сознание” // Искусство, 4/5, 2009, с. 84-85. URL: http://iskusstvo-info.ru/2009/4_5/18ascott.htm

ПРО НЕТ-АРТ

  • wwwwwwwww.jodi.org URL: http://wwwwwwwww.jodi.org/100cc/index.html 64.
  • http://critical-art.net URL: http://critical-art.net
  • Ольга Шишко “Da-da-net” // Интернет-Zhurnal.Ru. 1998. №1.
  • http://rhizome.org URL: http://rhizome.org
  • Роман Минаев “Интернет как гетто” // http://os.colta.ru URL: http://os.colta.ru/art/projects/132/details/2015/
  • М.А. Смирнов “Факторы глобального распространения интернета” // Информационное общество. 2003. №3. 74. https://www.internetworldstats.com
  • Manuel Arturo Abreu, Josephine Bosma, Megan Driscoll The Art Happens Here: Net Art Anthology. Rhizome
  • www.newmuseum.org URL: https://www.newmuseum.org/exhibitions/view/the-art-happens-here-net-art-sarchival-poetics

ПРО ПОСТ-ИНТЕРНЕТ

  • Michael Connor, "What's Postinternet Got to do with Net Art?" // http://rhizome.org URL: http://rhizome.org/editorial/2013/nov/01/postinternet/
  • Ольга Дерюгина, "Пост-интернет — это авангард после возвращения из черной дыры" // https://syg.ma URL: https://syg.ma/@olga-deryugina/postintierniet-eto-avangard-poslie-vozvrashchieniia-iz-chiernoi-dyry
  • Michael Connor, "What's Postinternet Got to do with Net Art?" // http://rhizome.org URL: http://rhizome.org/editorial/2013/nov/01/postinternet/
  • Jacques Ranciere “The Politics of Aesthetics The Distribution of the Sensible”. Continuum International Publishing Group, 2004.
Зарегистрируйся и не пропусти лекцию  
В поле ниже оставьте свой e-mail и имя, в день лекции (29-го апреля) за 4 часа вам придет рассылка от «Целинного» с ссылкой на конференцию, к которой нужно будет подключиться к началу лекции.
Для того, чтобы подключиться, необходимо будет установить приложение Zoom, открыть ссылку через браузер и следовать инструкциям приложения (предварительная регистрация в Zoom не обязательна). Мы также сделаем оповещение в наших социальных сетях в день лекции. Следите за новостями!